Первый компьютер, проданный миллионами: Commodore VIC-20 исполняется 40 лет

Первый компьютер, проданный миллионами: Commodore VIC-20 исполняется 40 лет

В 1981 году Commodore выпустила VIC-20, недорогой домашний компьютер для массового потребителя, который предлагал отличные видеоигры и учил целое поколение детей программированию. Он был продал миллионами единиц и вдохновил целое поколение программистов. Вот что сделало его особенным.

Чудо-компьютер 1980-х

Поскольку в конце 1970-х цены на компьютерные компоненты быстро упали, стало неизбежным, что какая-то компания представит популярный, недорогой и удобный компьютер для широких масс. Этой компанией оказалась Commodore, а компьютер назывался Commodore VIC-20.

VIC-20 получил свое название от графического чипа VIC («VIC» — сокращение от «Video Interface Chip») и номера «20», потому что это звучало «дружелюбно». С самого начала VIC-20 служил ключевой стратегической цели: Commodore намеревался упредить конкуренцию со стороны японских производителей компьютеров с помощью недорогой машины для массового рынка.

Разработанный с нуля для удовлетворения этих потребностей, VIC-20 использовал относительно недорогой ЦП MOS 6502 и включал только 5 килобайт оперативной памяти (из которых только около 3,8 КБ были доступны в BASIC). Он также включал текстовый дисплей с 22 столбцами, что резко ограничивало его привлекательность как производительного устройства. Но его графический чип VIC воспроизводил цветные видеоигры с графикой, которая, возможно, превосходила Atari 2600, которая была доминирующей игровой консолью в США в то время.

Из-за своего наследия как машины, предназначенной для конкуренции с японскими производителями, VIC-20 дебютировал в Японии как VIC-1001 в конце 1980 года. Эта модель включала в себя некоторые дополнительные функции, такие как поддержка символов катаканы для японского рынка, но она в остальном был почти идентичен VIC-20, который будет запущен в США в следующем году.

Когда он действительно был запущен в США в мае, VIC-20 произвел фурор своей ошеломляющей низкой ценой в 299,95 долларов (сегодня, это около 885 долларов). Конкурирующие машины начального уровня, такие как Atari 400 и цветной компьютер TRS-80, стоят 399 и 499 долларов соответственно. Примерно в то же время Apple II Plus 16K был продан за колоссальные 1195 долларов, что поставило его в совершенно другую лигу.

Для американской маркетинговой кампании VIC-20 Commodore нанял актера Star Trek Уильяма Шатнера, который снимался в печатных и телевизионных рекламных роликах с вопросом: «Зачем покупать только видеоигру?» и рекламировали машину как «чудо-компьютер 80-х».

И это было чудо: Commodore VIC-20 был первым компьютером, проданным в миллион единиц, что было достигнуто за первый год на рынке. К концу своего тиража в январе 1985 года было продано в общей сложности 2,5 миллиона единиц — феноменальные показатели продаж по тем временам.

На что было похоже использование VIC-20?

Большинство людей с VIC-20 подключали компьютер к домашнему телевизору для отображения, и если бы они писали какие-либо программы на встроенном языке программирования BASIC, они сохраняли бы их на кассете, используя привод Commodore 1530 Datasette. Коммерческое программное обеспечение можно было запускать со сменных картриджей ПЗУ (как это часто бывает с играми) или загружать с кассеты. Некоторые более продвинутые владельцы также загружали программы с BBS благодаря недорогому VICmodem для VIC-20.

Commodore заслужил высокую оценку за качество документации, прилагаемой к VIC-20, которая учила компьютерных новичков пользоваться машиной и писать программы на BASIC.

Якобы способный сбалансировать ваш бюджет или выступать в качестве текстового процессора, VIC-20 также отлично подходил для детей, чтобы играть в видеоигры. VIC-20 включает в себя единственный порт для джойстика, совместимый с Atari, который открывает целый мир боевиков, таких как Jelly Monsters (отличный клон Pac-Man), Demon Attack и Gridrunner, глубокие RPG, такие как Sword of Fargoal, и даже текстовые приключенческие игры от Скотт Адамс (которые, как сообщается, были одними из самых продаваемых игр для платформы).Первый компьютер, проданный миллионами: Commodore VIC-20 исполняется 40 лет

Три игры VIC-20: Jelly Monsters, Scott Adams’ Adventure Land и Sword of Fargoal

Три игры VIC-20: Jelly Monsters, Scott Adams’ Adventure Land и Sword of Fargoal

В апреле 1981 года покойный Сатору Ивата, бывший генеральный директор Nintendo, запрограммировал свою первую коммерческую игру Star Battle для VIC-1001. Программирование этого галактического клона положило начало долгой карьере Иваты в разработке игр в HAL Laboratory, который позже увенчался его большим успехом в качестве главы Nintendo в 2000-х годах.

Наследие VIC-20

Несмотря на то, что VIC-20 стал коммерческим благом для Commodore и установил новый стандарт для низкобюджетного рынка домашних компьютеров, наибольшее влияние VIC-20, возможно, было культурным. Благодаря своей низкой стоимости VIC-20 стал популярным компьютером для начинающих, и поколение детей во всем мире выросло, обучаясь программированию на BASIC на своих компьютерах VIC-20.

Некоторые из этих детей выросли, чтобы спроектировать современный мир программного обеспечения вокруг нас. Одним из них был бывший программист id Software Джон Кармак, который произвел революцию в компьютерных играх в начале 1990-х, выпустив такие игры, как Wolfenstein 3D, Doom и Quake.

«Я использовал TRS-80 в Radio Shack и Apple II в школе, но VIC был первым, к чему я действительно мог применить себя дома», — рассказал Кармак.

Даже в молодом возрасте Кармак расширил границы VIC-20 с помощью новаторских методов программирования.

«Уместить все в 4 КБ ОЗУ было сложной задачей, и я сделал демонстрации, которые постепенно загружали несколько программ с ленточного накопителя, чтобы выйти за рамки ограничений», — говорит он. «Мое техническое справочное руководство в спиральном переплете было потрепано до дыр».

Вполне вероятно, что многие другие люди, которые сейчас работают в сфере IT, также начали работать с VIC-20 в начале 1980-х годов. Так что, в некотором смысле, это мир VIC-20 — мы просто живем в нем.

С точки зрения индустрии, VIC-20 оказал влияние на создание шаблона для своего преемника, бешено популярного Commodore 64 (C64), выпущенного в августе 1982 года. Этот успех также стал причиной гибели VIC-20. C64 включает 64 КБ оперативной памяти, лучшую графику и лучший звук, чем VIC-20. Первоначально C64 продавался за 595 долларов, но ценовая война за домашние компьютеры в 1983 году снизила стоимость всех домашних компьютеров до 50-200 долларов в США, что стало одним из катализаторов краха американских видеоигр. На тот момент даже более низкая стоимость VIC-20 не давала ничего особенного по сравнению с дешевыми конкурентами, поэтому Commodore отключила VIC-20 в 1985 году.

Тем не менее, Commodore выжила и продала около 15 миллионов экземпляров C64, а затем представила Amiga, прежде чем полностью уступить позиции IBM PC-совместимым в начале 1990-х годов. Но мы не можем винить в этом VIC-20 — он имел успешный опыт эксплуатации и всего за несколько лет оставил большой след на рынке.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.