Apple 2: после 45 лет есть чему поучиться

apple 2

Спустя 45 лет после выпуска персонального компьютера Apple II технологическая индустрия, возможно, отошла от нескольких основных принципов, благодаря которым Apple и персональный компьютер стали массовым явлением. Мы поговорили со светилами индустрии Тимом Суини, Джоном Ромеро и Стивом Возняком о том, что Apple II сделал правильно, и чему мы можем научиться у него сегодня.

Apple II: компьютер для всех

Выпущенный в июне 1977 года Apple II произвел фурор как простой в использовании компьютер, предназначенный для обычных людей. Первоначальная модель включала процессор MOS 6502, работающий на частоте 1 МГц, разрешение текста 40 × 24 символа, цветную графику, композитный видеовыход, кассетный интерфейс для хранения и восемь внутренних слотов расширения. Он продавался в различных конфигурациях от $1298 долларов с 4 КБ ОЗУ до $2638 за 48 КБ ОЗУ (это примерно от $6223 до  $12647 с поправкой на сегодняшний курс).

apple 2

apple 2

В 1978 году Apple выпустила 5,25-дюймовый дисковод для гибких дисков для Apple II, который мог хранить 143 КБ на диске, а запуск VisiCalc в 1979 году сделал Apple II незаменимым приобретением для малого бизнеса. Благодаря усилиям Стива Джобса он также прочно закрепился в сфере образования, и компьютерные классы начальных школ в США часто были полны компьютеров Apple II, представляя их новому поколению. Со временем Apple выпустила как минимум 8 моделей компьютеров серии Apple II и продолжала поддерживать ее до 1993 года — в течение 16 лет.

Как и Apple I до него, Apple II заметно интегрировал «терминал» с клавиатурой и видеовыходом непосредственно в сам компьютер, поэтому не было необходимости в отдельном интерфейсе телетайпа или ЭЛТ-терминала. Это сделало всю систему Apple II более компактной и менее дорогой, чем другие персональные компьютеры до этого. Многие ПК вскоре будут следовать той же формуле интегрированного ввода-вывода.

Как появились легенды

Apple II известен с 1970-х годов, но с тех пор в технологической индустрии многое изменилось. Поэтому мы задались вопросом: есть ли в Apple II что-то хорошее, что компьютеры в последнее время упустили из виду? Чтобы получить ответы, мы поговорили с сооснователем Apple Стивом Возняком. Мы также опросили 2-х легендарных разработчиков игр, которые начали свою карьеру в области разработки программного обеспечения, программируя на Apple II.

ZZT Тима Суини

ZZT Тима Суини позаимствовал открытый дух Apple II, несмотря на то, что это игра для IBM PC.

Тим Суини, генеральный директор Epic Games, программировал приложения и игры для Apple II до того, как основал Epic в 1991 году.

«Мой первый Apple II был подарком моего брата Стива Суини, номинально моему отцу, но настоящей аудиторией был я. По сравнению с Commodore 64 и Ataris той эпохи это было чисто вычислительное устройство. Нет ускорения спрайтов, нет графического процессора. Ты все сделал сам и всему научился.»

Pyramids of Egypt и Dangerous Dave

Джон Ромеро запрограммировал множество игр для Apple II в 1980-х, в том числе: Pyramids of Egypt (слева) и Dangerous Dave (справа).

Точно так же один из создателей Doom и Quake Джон Ромеро разработал множество игр для Apple II, прежде чем стать соучредителем id Software в 1991 году, сделав себе имя в этой области.

«Когда в апреле 1982 года мои родители наконец-то купили домой Apple II+ моя жизнь неуклонно шла своим чередом, и я годами каждую минуту бодрствовал, изучая все, что мог, о компьютере и делая десятки игры, многие из которых были опубликованы».

Вот некоторые вещи, которые, по их мнению, Apple II сделал правильно, и что мы должны делать сегодня.

Лучший инструмент обучения в мире

Когда дело дошло до разработки программного обеспечения для Apple II, и Джон Ромеро, и Тим Суини согласились, что машина Воза сделала программирование очень простым и доступным.

«Apple II был таким привлекательным, потому что он был маленьким, простым в программировании и имел невероятно легкий доступ к памяти, — говорит Ромеро. Программа монитора позволяла просматривать и изменять память, поэтому я действительно узнал, что такое компьютер на уровне байтов. Я мог вводить в него машинный код и язык ассемблера и видеть результаты. Это был лучший инструмент обучения в мире».

apple 2 programming

С Apple II, как только вы включили его, вы были готовы приступить к программированию. Тим Суини вспоминает, как легко было:

«Apple II загрузился с приглашением BASIC, и вы могли сразу же писать код. В руководствах задокументировано все, даже машинный язык и ПЗУ. Каждый ребенок с компьютером той эпохи рос программистом, потому что это было прямо здесь и так просто».

С современными ПК и Mac вы сталкиваетесь с длительным процессом начальной загрузки, а затем их программирование является чем-то вроде тайны, скрытой от обычного пользователя. Владелец компьютера, как правило, должен приложить все усилия, чтобы приобрести инструменты, необходимые для программирования современного компьютера. Но с Apple II все это было встроено, и это было достаточно просто, чтобы один человек мог понять всю систему.

«Apple II можно понять, — сказал нам Стив Возняк. Один человек может разобраться в дизайне Apple II».

Ромеро считает ориентированный на программиста характер Apple II функцией, которой сегодня очень не хватает:

«Одной из лучших особенностей Apple II была его доступность для обучения и программирования. Немедленная возможность программировать, просто включив компьютер, беспрецедентна. Вы не можете сделать это сегодня. Есть несколько отличных эмуляторов или систем, которые вы можете использовать сегодня, например Pico8, которые создают среду мини-консоли, которая делает обучение программированию увлекательным и легким, но ничто не сравнится с мощью Apple II — состояние искусства. Машину, которую можно было начать программировать в течение одной секунды после ее включения».

Взгляд Суини согласен с Ромеро, и он предложил некоторые потенциальные решения для современных машин:

«Утеряна роль, которую Apple II и другие ранние компьютеры сыграли в обучении всех программированию, загрузив ведущий язык программирования той эпохи. Windows должна помещать запрос программирования на одно нажатие клавиши. Fortnite должна убрать запрос на программирование одним нажатием клавиши, и со временем мы это сделаем. Нам нужно начать новую эру, когда программировать будет легко, и каждый снова станет программистом».

Часть этой философии простого программирования живет в продолжающейся разработке проекта Raspberry Pi, которому уже более 10 лет. Его создатель, Эбен Аптон, увидел, что навыки программирования у современных студентов ослабевают, и он также хотел обеспечить легкий доступ к аппаратному управлению, подобно классическим машинам 1980-х годов. Но Raspberry Pi в наши дни является исключением. Вы не можете просто мгновенно включить, скажем, iPhone и начать программирование, а затем свободно поделиться результатом со всем миром. И это подводит нас к другому моменту.

Вы владели им и контролировали его

Управление цифровыми правами (DRM) занимает видное место в современных компьютерных устройствах, от смартфонов до тракторов. Это способ, с помощью которого производители могут заблокировать продукт, чтобы на нем не могло работать неавторизованное программное обеспечение, и это полная противоположность принципам открытости, которых придерживался Стив Возняк, когда разрабатывал свои первые компьютеры.

Точно так же некоторые производители, такие как Apple, сегодня прилагают усилия к тому, чтобы их продукты было трудно физически открывать и обслуживать неуполномоченным персоналом без лицензии. Эти ограничения создают у некоторых людей ощущение, что они на самом деле не владеют купленными ими продуктами, поскольку они не могут свободно использовать их (или даже ремонтировать) по своему усмотрению.

Apple II

Apple II было легко апгрейдить или отремонтировать

Напротив, Apple II включал открытую архитектуру, которая предполагала разработку дополнительного оборудования в виде небольших подключаемых карт. Если вы хотите разобрать свой компьютер, вы можете просто поднять крышку на верхней части корпуса. Кроме того, Apple разрешила любому разрабатывать и распространять программное обеспечение для Apple II. Эта открытость довольно быстро создала большую экосистему вокруг машины и поддерживала платформу в течение 16 лет.

Эта философия сильно повлияла на работу Тима Суини, который создавал игры с помощью бесплатных и открытых инструментов редактирования со времен ZZT в 1991 году.

«Apple II была удивительно открытой и легко обнаруживаемой системой, определяющей дух компьютеров как инструментов, работающих на пользователя. История компаний от id Software до Epic Games начинается с Apple II в 1980-х. Мы открыли наши игры и движки для пользователей, чтобы они могли их модифицировать и развивать, так же как Apple II открыл для нас возможности вычислений».

Некоторые современные платформы, такие как iPhone, позволяют создавать программное обеспечение для платформы только лицензированным разработчикам. iPhone также не позволяет владельцам устанавливать на свои устройства нелицензионное программное обеспечение. Это вызвало критику со стороны ветеранов отрасли, таких как Суини, чья компания находится в эпицентре битвы за открытые платформы, включая недавний судебный процесс с Apple по поводу сборов в App Store.

«Воз показал, что свобода пользователей и прибыль компании могут сосуществовать. По иронии судьбы, сейчас мы теряем это из-за злонамеренной эволюции самой Apple, и нам нужно бороться, чтобы сохранить наши законные свободы».

Является ли текущая траектория Apple к закрытым системам действительно злонамеренной или просто естественным продолжением желания заработать как можно больше денег (чего, честно говоря, хочет и Epic), является оценочным суждением, выходящим за рамки этой статьи. Но это факт, что закрытые компьютерные системы позволили репрессивным правительствам шпионить и преследовать свой народ, что, вероятно, согласится большинство американцев, что это плохо. Дух свободы и открытости Apple II кажется совместимым с традиционными американскими ценностями свободы, что не обязательно отражается в сегодняшних закрытых архитектурах и магазинах приложений с DRM-блокировкой.

Когда мы спросили Стива Возняка (который не знал о комментариях Суини), что мы можем узнать из Apple II, что забыли современные платформы, он дал краткий ответ, подчеркнув открытость Apple II:

«Вы, пользователь, контролировали себя сами и владел им».

Принцип открытости так же важен для него сегодня, как и в 1977 году, когда он разрабатывал Apple II. И поскольку все больше аспектов общества зависят от услуг, заблокированных с помощью DRM, следование духу Воза может гарантировать, что Америка останется свободной и открытой в будущем.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.