Влияние компьютера на физиологию и психологию человека
В психологическом отношении влияние компьютеров многосторонне. В позитивном плане психическая активность человека приводит к концентрации внимания, сосредоточенности, позволяющей человеку отвлекаться от многочисленных негативных факторов производственного и бытового плана: заинтересованности, радости (при успешном выполнении задания или его очередного этапа) и т.п. Негативные последствия психической деятельности ведут к возникновению пассивности, раздражительности, апатии и др.
С точки зрения физиологии оптимальное напряжение систем организма человека позволяет ему в большей мере поддерживать свое физическое здоровье в состоянии высокой работоспособности. Негативное влияние может возникнуть вследствие неадекватной (очень большой и незначительной) нагрузки на организм, приводящей к разнообразным нарушениям в работе различных его функциональных систем. Причем очень большая нагрузка на отдельные звенья организма (например, повышенное напряжение зрительного анализатора) может сопровождаться незначительным напряжением других (например, небольшая двигательная активность, влияющая на другие системы), снижая уровень работоспособности. Такой перекос в напряжении различных подсистем организма не только не компенсирует общего его напряжения, но наоборот, приводит к усилению проявления стрессовых реакций.
По степени вклада умственных компонентов в выполнение операций пользователем ПК сложность деятельности можно разделить на категории:
- Деятельность, характеризующаяся выполнением операций, однородных, ритмичных, легких в исполнении, не требующих большого умственного напряжения, например, ввод информации по заранее известным формам, копирование, печать, получение новой информации по стандартным запросам, сортировка по заранее известному алгоритму. Такая деятельность требует от пользователя соответствующей профессиональной подготовки и наличия определенных личностных и психофизических качеств: усидчивости, устойчивости к выполнению кропотливой однообразной работы, точности, аккуратности, исполнительности, дисциплинированности, хорошей памяти и адекватной реакции.
- Категория деятельности, которая связана с осуществлением постоянно повторяющихся логических операций: классификацией, систематизацией оперативной информации, выполнением вычислительных процедур, подбором нужного материала по определенным признакам и т.п.
- Творческие виды деятельности, когда в процессе работы необходимо принимать решение при отсутствии заранее известного алгоритма.
Четко обозначить перечень личностных и психофизиологических свойств пользователей второй и третьей группы достаточно трудно, ввиду не разработанности этого вопроса. При этом однозначно можно выделить такой постулат: во всех трех группах необходимо организовывать профессиональную деятельность таким образом, что бы при каждом виде работ по возможности сочетались и стандартные операции, и творческие компоненты. Только следуя в таком направлении, можно оптимизировать уровень нервно-эмоционального напряжения, вызываемого профессиональной деятельностью.