Влияние компьютера на физиологию и психологию человека

В психологическом отношении влияние компьютеров многосторонне. В позитивном плане психическая активность человека приводит к концентрации внимания, сосредоточенности, позволяющей человеку отвлекаться от многочисленных негативных факторов производственного и бытового плана: заинтересованности, радости (при успешном выполне­нии задания или его очередного этапа) и т.п. Негативные последствия психической деятельности ведут к возникновению пассивности, раздражительности, апатии и др.

С точки зрения физиологии оптимальное напряжение систем орга­низма человека позволяет ему в большей мере поддерживать свое физиче­ское здоровье в состоянии высокой работоспособности. Негативное влия­ние может возникнуть вследствие неадекватной (очень большой и незна­чительной) нагрузки на организм, приводящей к разнообразным наруше­ниям в работе различных его функциональных систем. Причем очень большая нагрузка на отдельные звенья организма (например, повышенное напряжение зрительного анализатора) может сопровождаться незначи­тельным напряжением других (например, небольшая двигательная актив­ность, влияющая на другие системы), снижая уровень работоспособности. Такой перекос в напряжении различных подсистем организма не только не компенсирует общего его напряжения, но наоборот, приводит к усиле­нию проявления стрессовых реакций.

По степени вклада умственных компонентов в выполнение операций пользователем ПК сложность деятельности можно разделить на категории:

 

  1. Деятельность, характеризующаяся выполнением операций, одно­родных, ритмичных, легких в исполнении, не требующих большого умст­венного напряжения, например, ввод информации по заранее известным формам, копирование, печать, получение новой информации по стандарт­ным запросам, сортировка по заранее известному алгоритму. Такая дея­тельность требует от пользователя соответствующей профессиональной подготовки и наличия определенных личностных и психофизических ка­честв: усидчивости, устойчивости к выполнению кропотливой однообраз­ной работы, точности, аккуратности, исполнительности, дисциплиниро­ванности, хорошей памяти и адекватной реакции.
  2. Категория деятельности, которая связана с осуществлением посто­янно повторяющихся логических операций: классификацией, систематизацией оперативной информации, выполнением вычислительных проце­дур, подбором нужного материала по определенным признакам и т.п.
  3. Творческие виды деятельности, когда в процессе работы необхо­димо принимать решение при отсутствии заранее известного алгоритма.

Четко обозначить перечень личностных и психофизиологических свойств пользователей второй и третьей группы достаточно трудно, ввиду не разработанности этого вопроса. При этом однозначно можно выделить такой постулат: во всех трех группах необходимо организовывать про­фессиональную деятельность таким образом, что бы при каждом виде работ по возможности сочетались и стандартные операции, и творческие компоненты. Только следуя в таком направлении, можно оптимизировать уровень нервно-эмоционального напряжения, вызываемого профессио­нальной деятельностью.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.